ЗАЧЕМ РЕБЕНКУ РОДИТЕЛИ?
При всем многообразии вариантов на этот вопрос ответ, конечно же, будет один для любви. Личность дошкольника формируется в семье родители, братья, сестры, бабушки, дедушки — самые близкие ребенку люди. От ихвзаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит благополучие семейного климата. Неоспоримым критерием благоприятного для эмоционального развития ребенка типа семейного воспитания являются родительская любовь и привязанность членов семьи друг к другу. С момента рождения формируются особенности подходов, методов и приемов общения родителей с детьми. Естественно, что в каждой семье этот опыт уникален, а вот его результаты не всегда соответствуют ожиданиям родителей и формированию эмоционально устойчивой личности ребенка.
Всемье, где царит покой, доброжелательность, живут радость и теплота, душевное состояние ребенка отличается спокойствием, отсутствием серьезных нервно-психических перегрузок, ребенок уверен в себе и чувствует поддержку и понимание близких, его принимают таким, каков он есть. Родители таких детей нечасто обращаются к психологам по проблемам отклонений в поведении, конфликтам и трудностям в общении. Зато нередко они приходят на консультации по вопросам раскрытия способностей детей иих одаренности. Надо признать, что реальное воплощение таких отношений в семье скорее исключение, чем норма.
Чаще встречаются семьи, где нередки ссоры, недовольство друг другом и окружающими, где атмосфера наполнена тревожностью и напряженностью, ребенок невротизируется, испытывает психоэмоциональные проблемы, страхи и недоверие к окружающим. В психологии есть очень четкое высказывание: «Невроз ребенка этоневроз семьи».
К сожалению, уровень психологической культуры у многих родителей пока еще низок и это не позволяет им оценить необходимость обращения к профессионалам, понимающим душу ребенка и обладающим надежными диагностическими и коррекционными методами оказания квалифицированной психологической. помощи. Именно родители должны взять на себя всю ответственность за создание благополучного стиля взаимоотношений с ребенком.
Нестоит искать универсальные рецепты по воспитанию своих детей, ведь чужие мысли могут только заставить человека размышлять, сравнивать, анализировать. Намного полезнее понаблюдать за собой, выявить некоторые негативные особенности своих взаимоотношений с ребенком, обнаружить стереотипы мыслей, поступков, установок, которые неблагоприятно сказываются на ваших взаимоотношениях с ребенком.
Ответив на вопросы следующего теста, вы получите представление о том, достаточно ли вы терпеливы, упорны в воспитании своего ребенка, понимаете ли особенности его характера, и наверняка подумаете об изменениях во взаимоотношениях с ребенком. При условии, что вы будете откровенны в своих ответах.
1. Ваш ребенок шаловливый и озорной, хлопот с ним хватает, чего только не случается: то вернется домой в разодранных штанах, то с синяком:
а) вы спрашиваете что случилось, зашиваете штаны, прикладываете компресс – 3 очка;
б)оказываете помощь ребенку, но журите, говорите, что в один прекрасный момент его шалости могут ему дорого, обойтись – 0;
в) вообще не обращаете внимания на подобные мелочи, предоставляете ему возможность решать свои проблемы самому- 5;
2. У ребенка есть друзья, но они непослушны, плохо воспитаны:
а) вы разговариваете с их родителями - 2 очка;
б)зовете детей в дом, стараетесь повлиять на них – 5;
в) объясняете своему ребенку, в чем состоят недостатки его друзей, что они для него плохой пример – 0;
3. Ребенок любит играть, но не умеет проигрывать:
а) вы ничего не предпринимаете, пусть ребенок научится проигрывать - 0 очков;
б) отказываетесь играть с ним, пока он будет так болезненно воспринимать поражение -3,
в) умышленно создаете такую ситуацию, при которой он бы научился проигрывать – 5.
4. Ваш ребенок мог бы играть 24 часа в сутки. По вечерам он вообще не хочет идти спать:
а) вы объясняетё, как важен сон, - 3 очка;
б) позволяете, чтобы он ложился, когда захочет, но утром заставляете вставать вовремя-5
в) укладываете его в постель в определенное время и оставляете одного. Сказку рассказываете только тогда, когда он хорошо ведет себя днем,- 0
5. Детской телеперёдачи ёму уже недостаточно, он может смотреть телевизор целыми днями:
а) после детской программы он ложится спать, а вы включаете телевизор после того, как он заснул,- 0 очков;
б) говорите с ним, что можно смотреть, а что нет, так чтобы он понял, -2;
в) выбираете для него некоторые передачи -3;
г) определяете, сколько часов он может смотреть телевизор, но выбор передач оставляете за ребенком - 5.
6. Ваш ребенок достаточно дерзок, за словом в карман не полезет:
а) объясняете, что такое поведение неприлично, что люди это осудят, - 5 очков;
б) запрещаете ему дерзить и строго наказываете за ослушание - 0;
в) каждый день, когда он ведет себя прилично, поощряете его, -3,
7. Вашему рёбенку еще немного лет, а он уже интересуется девочками (мальчиками):
а) оставляете все как есть- 3 очка;
б) пытаетесь пресечь детскую влюбленность - 0;
в) объясняете доступным языком, что такое любовь и какими должны быть отношения между полами,- 5.
8. Другие дети, преследуют вашего ребенка: бьют его, насмехаются:
а) учите его давать сдачи - 5 очков;
б) разговариваете с родителями этих детей - 3;
в) делаете так, чтобы ваш ребенок избегал контактов с такими детьми, - 5
9. Если у вас есть старший ребенок (либо представьте), то вы создаете ему все необходимые условия. Но он (она) ничего не ценит, обижает младшего:
а) вы призываете к благоразумию, но обычно в присутствии младших - 5 очков;
б) уделяете ему большее внимание, несмотря на то, что он старше, -3;
в) вообще не вмешиваетесь - 1.
10. Если ваш ребенок грубит, не способен сопереживать, нападает на других детей:
а) вы считаете: как он относится к другим, так и вы к нему, чтобы он на своем опыте мог оценить собственное поведение, -0 очков;
б) стремитесь оказать ему большее внимание, чем до сих пор, - 5;
в) запрещаете ему смотреть фильмы про насилие - 2.
Теперь подсчитайте набранные вами очки.
С 0 до 18 очков. Вы воспитываете своего ребенка для жизни, которой вы жили и живете сами, по своему образу и подобию, как будто он не принадлежит к другому поколению. Персидская пословица гласит: «Дети больше похожи на свое время, чем на своих отцов». Вы, вероятно, справедливо считаете, что послушание и уважение к старшим лучшие качества, не осознавая, что в жизни важны и уверенность в себе, и самостоятельность, испособность отвечать за свои поступки. Не ограничивайте творческие способности ребенка и чаще позволяйте ему проявлять свою неповторимость. Оглянитесь и вы увидите, что жизнь не стоит на месте и многое, в том числе и взаимоотношения с детьми, меняется,
19 до 35 очков. Вероятно, вы еще недостаточно задумываетесь над тем, в какой обстановке будет жить ваш ребенок. Однако надо отдать вам должное: вы стремитесь быть современным, не используете стереотипные методы в воспитании, считаете, что лучше, если ребенок сам научится решать многие проблемы; вы предоставляете ему достаточную свободу, не стремитесь, чтобы он слепо следовал авторитетам взрослых. И все же адаптивные способности вашего ребенка к окружению недостаточно развиты. Развивайте в ребенке самостоятельность мышления и поступков, хвалите за хорошее, пусть он гордиться собой. Хотя вы не хотите, чтобы ваш ребенок слепо вас слушался, не исключено, что в некоторых ситуациях он не сможет отстоять свое мнение.
35 – 50 очков. Вы верите, что ваш ребенок станет самодостаточным и будет жить в окружении взаимопонимания, добра и справедливости. Вы цените в ребенке инициативность, откровенность, умение иметь свое мнение, доброжелательность, ум. Поздравляем, вы на правильном пути!
|