Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
 Версия для слабовидящих

    ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ


Cтруктурное подразделение детский сад N 14 «Малыш» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы N 7 города Жигулёвска городского округа Жигулёвск Самарской области



Главная
Визитная карточка
Наш сад
Документы
Наша жизнь
   Педагогический коллектив
   Направления деятельности
   Методическая копилка
   Фотогалерея
Полезные ссылки
Наши партнеры
Обратная связь


Подписка на новости


Подписаться
Отменить подписку


   
Консультация для воспитателей


 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ

 

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

 

 

«ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ

 

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ»

 

 

 

 

 

 

ПОДГОТОВИЛА:

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

МДОУ Д/С N14

«МАЛЫШ»

ВОЛКОВА С.Н.

 

 

 


     Наиболее частыми нарушениями речи у детей дошкольного возраста являются различные недостатки звукопроизношения, расстройства плавности речи и задержки общего речевого развития.

 Причины их различны: соматическая ослабленность, замедленное психофизическое развитие, неблагоприятная среда, невнимание к речевому развитию детей в младшем возрасте и т.д.

Недостатки звукопроизношения влияют на развитие речи ребенка, а тяжелые нарушения приводят к тому, что ребенок замыкается в себе, старается меньше говорить, чтобы избежать насмешек окружающих. Такие дети нуждаются как в помощи логопеда, так и психолога и воспитателя. Надо учитывать, что ослабление  или усиление дефекта зависит от многих факторов:- эмоционального состояния ребенка, - его отношения к занятиям, - отношение к взрослым и сверстникам. Воспитателю надо установить контакт с родителями ребенка, узнать обстановку в семье, поведение ребенка дома, интересы и взаимоотношение с домашними и друзьями, это поможет Вам наладить правильное взаимоотношение к нему  в группе.

К коррекционным задачам воспитателя можно отнести:

1. закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях,

2. пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов,

3. систематический контроль за поставленными звуками и грамматически правильной речью детей,

4. развитие артикуляционной и общей моторики,

5. осуществление коррекционных задач на фронтальных занятиях,

6. развитие памяти, внимания, процессов, связанных с речью,

7. совершенствование словесно-логического мышления,

8. формирование связной речи.

Занимаясь с ребенком индивидуально, педагог должен помнить, что проговаривание фонетического материала должно быть с выделением закрепляемого звука голосом-  произносить утрированно. Воспитатель находится с детьми в самой различной обстановке: в раздевалке, спальной комнате, уголке природы и т.д., где имеется широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей с нарушением речи.

Например: В умывальной комнате предложить детям игру: « кто больше скажет слов о том, какое мыло, что с ним можно делать, что мыть….»

Воспитатель должен внимательно следить за речью и исправлять ошибки детей на всех режимных процессах. Во время бытовых игр не надо привлекать внимание детей к ошибкам кого-то, лучше это сделать незаметно для остальных. Например: во время игры кто-то говорит: « У всей куклов сними туфли и неси без туфлев   Воспитатель, используя небольшой перерыв в игре предлагает этому ребенку прослушать 2 сочетания слов («без куклов» или «без кукол», «без туфлев» или «без туфель»). Надо повторить несколько раз правильный вариант.

Теперь, об исправлении ошибок на занятиях. Здесь, во-первых, ограничено время, поэтому ошибки в ходе занятий должны фиксироваться моментально (« неверно»). К исправлению грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам воспитатель исправляет ошибку тогда, когда дети не смогли этого сделать. Большое значение имеет пальчиковая и артикуляционная гимнастика. Их можно проводить перед сном, обедом, ужином, на прогулке. Занятия по программе ДОУ должны проводиться  с учетом лексической темы на неделю. Программные задачи надо сочетать с коррекционными: - автоматизация поставленных звуков, - формирование лексико-грамматического строя и связной речи, - развитие психических процессов. Например: на математике для закрепления правильного употребления падежных форм существительных с числительными надо именовать каждое число при пересчете предметов  (одна шапка, две шапки….). Перед рисованием птиц можно провести такие лексико-грамматические упражнения, как « Назови ласково», « Назови птенцов», « Подбери признаки».

Внимание и память – процессы, тесно связанные с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Во время сборов на прогулку можно предложить ребятам проверить, все ли в порядке в одежде товарищей и в своей. Собираясь на музыкальное занятие можно спросить: « Кто за кем стоял на прошлом занятии? Кто лучше всех танцевал, пел?». На прогулке посмотреть вокруг и назвать все зеленое. Такие упражнения увеличивают объем внимания и устойчивость.

Словесно-логическое мышление характеризуется использованием суждений и умозаключений. Оно не возможно без речи, и в тоже время является одной из его функций. Воспитатель должен помочь ребенку осмыслить события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности. Полезными упражнениями для развития мышления являются сказки, загадки. Еще более сложной работой (для детей с ЗПР, с ОНР) является понимание пословиц и их переносного смысла.

Для успешного проведения работы по коррекции звукопроизношения воспитатель должен индивидуально заниматься с детьми (по заданию логопеда и самостоятельно). Логопед ставит звук, а воспитатель помогает  его автоматизировать и дифференцировать. Должна вестись совместная работа с родителями.

Таким образом, работа должна строиться па схеме:

 логопед --------ребенок-----------воспитатель-------------родители.


 

      



 
© 2009 Cтруктурное подразделение детский сад N 14 «Малыш» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы N 7 города Жигулёвска городского округа Жигулёвск Самарской области