|
Цикл упражнений для формирования образной речи
|
Цикл упражнений для формирования образной речи.
«Что мы делали?»
Цель: Учить употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени, в повелительном наклонении.
Взрослый произносит четверостишие, дети выполняют соответствующие движения.
Мы сначала будем хлопать,
А затем мы будем топать,
А сейчас мы повернемся
И все вместе засмеемся.
Затем дети отвечают на вопросы.
- Что мы делали сначала? (Хлопали.)
- А зачем мы делали? (Топали.)
- Что мы еще сделали? (Повернулись, засмеялись.)
Дети встают в круг, в центр которого взрослый приглашает любого ребенка.
Педагог. Что ты сначала будешь делать? (Я сначала буду хлопать.) Что делает Ира? (Хлопает.)
Далее он задает вопросы и про другие действия. Дети отвечают, что Ира топает, поворачивается, смеется и т. п. Взрослый предлагает детям дать Ире задание выполнить то или иное движение, напоминает, что обращаться к девочке надо вежливо, ласково: «Ирочка, попрыгай, пожалуйста! Ириша, подойди к двери» и т. д.
«Ты кто?»
Цель: Учить правильно, употреблять глаголы, называть признаки предметов.
К детям приходит говорящая кукла Таня, она читает стихотворение А.Барто:
У меня живет козленок,
Я сама его пасу.
Я козленка в сад зеленый
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду,
Я сама его найду.
Педагог. О ком говорит Таня? (О козлике.) Что она о нем рассказала? (Читала стихи, рассказывала.) Что она сейчас делает? (Сидит, машет рукой.) Сначала вы слышали Танин голос: она говорила, а теперь она …(Молчит, замолчала).
Как вы думаете, что Таня умеет делать? (Ответы.) А теперь расскажите ей, что вы умеете делать. ( Рисовать, мыть посуду, играть, гулять и т. д.)
У Тани был козленок, а у вас будут другие животные. Сейчас я вам раздам картинки, и вы превратитесь в животных, которые на них нарисованы.
Дети рассматривают картинки.
Педагог: Ты кто? (Собака, слоненок, волчонок, тигренок и т. д.) Какой ты, тигренок? (полосатый, пушистый, красивый.) Что ты умеешь делать? (Рычать, играть, резвиться.)
Таким образом, опрашиваются все играющие. В случае затруднения взрослый привлекает к ответам других детей.
«Что делает Буратино?»
Цель: Учить употреблять форму повелительного наклонения глаголов.
В гости к детям приходит Буратино.
Буратино. Поиграйте со мной, пожалуйста! Я буду давать вам задания, вы их выполняйте, а потом я сделаю все, о чем вы меня попросите. Или сделаем наоборот: сначала вы предложите мне что-то сделать, а потом я вас попрошу выполнить мои просьбы.
Взрослый (Подсказывает). Попросите Буратино поскакать (поскачи!), попрыгать (попрыгай!), потанцевать (потанцуй!), помахать рукой(помаши рукой!). и .т.
Затем Буратино дает задания детям и в первую очередь называет слова, которые вызывали у них затруднения (поскачи, помаши и т. д.). Эти задания могут давать и любые другие персонажи (кукла, Незнайка, другие дети, взрослые).
|