Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
 Версия для слабовидящих

    ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ


Cтруктурное подразделение детский сад N 14 «Малыш» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы N 7 города Жигулёвска городского округа Жигулёвск Самарской области



Главная
Визитная карточка
Наш сад
Документы
Наша жизнь
   Педагогический коллектив
   Направления деятельности
   Методическая копилка
   Фотогалерея
Полезные ссылки
Наши партнеры
Обратная связь


Подписка на новости


Подписаться
Отменить подписку


   
Преемственность воспитания и обучения детей с ОВЗ


ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В МНОГОУРОВНЕВОЙ СРЕДЕ. В современном мире понятие среды приобретает многоуровневый, полифункциональный характер, поскольку характеризует не только условия, благоприятные для протекания любой человеческой деятельности, но и взаимосвязь различных факторов, обеспечивающих сам процесс человеческого выживания и прогресса. По отношению к системе специального образования нами выделяются три уровня сред, единство и взаимодействие которых являются непременным условием осуществления эффективных коррекционно - реабилитационных мероприятий как внутри системы специального образования, так и в пределах социальной среды в целом. Эти уровни в психолого - педагогической терминологии можно описать как предметно - развивающий, образовательно - воспитательный и социально - педагогический. Первый уровень - это предметно-развивающая среда образовательного учреждения, семейного окружения, ближайшего микрокосма ребенка. Предметно -развивающая среда детства - это система условий, обеспечивающих полноту развития всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, социального, познавательного и эстетического развития детей. К ним относятся: природные среды и объекты, культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда, предметно - развивающая среда занятий и многое другое. Содержание развивающей предметной среды должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, становление его индивидуальных возможностей и способностей. В целом в специализированном учреждении все эти требования выдерживаются. Сложнее обстоит дело с семейным воспитанием. Как показывают наши данные (Е. А. Екжанова. 1998) лишь около трети семей, воспитывающих детей с отклонениями в психофизическом развитии, понимают, что адекватная предметно - развивающая среда и гармоничное социокультурное окружение являются мощным фактором, обогащающим детское развитие. Большая же часть родителей не готова к оказанию необходимой помощи проблемному ребенку. Часто родители испытывают состояние растерянности перед постоянно возникающими трудностями, связанными с ростом и развитием детей, с перспективами их социализации. Решить эту проблему помогают активные формы работы с родителями, такие как: психологические тренинги, семинары - практикумы, тематические консультации, детско - родительские группы и другие. Однако эти виды работы, относящиеся лишь к первому уровню средового окружения ребенка, не позволяют ни родителям, ни специалистам прогнозировать успешность дальнейшего обучения и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Образовательно-воспитательная среда - это следующий уровень условий, необходимых для организации воспитания и деятельности детей с ОВЗ. Говоря о среде данного уровня, следует отметить ее неисчерпаемый характер, системность и информативность. Понимание смысловой нагрузки этого уровня позволит специалистам и родителям целенаправленно обеспечить ребенку возможный и достаточным именно для него образовательно-воспитательный маршрут, учитывающий сильные и слабые стороны его психики и поведения, включенность родных и близких, как в комплекс реабилитационных мероприятий, так и в повседневное общение, направленность всей семейной и социальной жизни на активизацию познавательной деятельности детей и организацию содержательного общения детей и взрослых. О наполнении данного уровня средового окружения необходимо думать уже по отношению к ребенку раннего и дошкольного возраста. Не секрет, что отсутствие преемственности в определении перспектив развития ребенка, снижение эффективности коррекционно-реабилитационных мероприятий на этапе школьного детства, невозможность погрузить ребенка в адекватный образовательно-воспитательный процесс, приводят к тому, что ребенок с ОВЗ выпадает из парадигмы специального образования и попросту теряет то, что он приобрел за годы коррекционно - развивающей работы с ним в условиях специализированного дошкольного учреждения. Чтобы этого не произошло специалистам и родителям необходимо совместно обсуждать перспективные направления развития ребенка, создавать условия, которые обеспечат развитие и социализацию ребенка с ОВЗ. Но одного этого недостаточно, поэтому необходимо активизировать следующий уровень средового воздействия, а именно социально - педагогический. Социально - педагогическая среда - эта область социальной теории и практики, в которой без существенной поддержки государства специалистам и родителям не обойтись. Эта среда созидается общественно - государственными институтами, позволяющими лицам с ОВЗ находится под постоянным патронатом социума. С нашей точки зрения, такие категории как лица с ограниченными возможностями здоровья, психически нездоровые люди, дети - сироты и оставшиеся без попечения родных на протяжении довольного долгого времени, а иногда и целой жизни, нуждаются в опеке со стороны специалистов и социальных структур. В идеале у семей должна быть возможность участвовать в создании семейных кондоминиумов, которые, обеспечивая автономию лиц с ОВЗ и их трудовую занятость, поддерживались бы не только за счет средств государственных и некоммерческих организаций, но и из средств местного бюджета. Тем более что муниципалитет и его жители напрямую заинтересованы в том, чтобы все его жители нашли свою экологическую нишу в социуме. Именно различные социальные структуры, включенные в "вертикаль преемственности", должны создать сеть взаимодействия, в рамках которой у семьи и у ребенка с ОВЗ появляются шансы на успешное, достаточно полноценное и относительно счастливое существование.
      



 
© 2009 Cтруктурное подразделение детский сад N 14 «Малыш» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы N 7 города Жигулёвска городского округа Жигулёвск Самарской области