Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
 Версия для слабовидящих

    ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ


Cтруктурное подразделение детский сад N 14 «Малыш» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы N 7 города Жигулёвска городского округа Жигулёвск Самарской области



Главная
Визитная карточка
Наш сад
Документы
Наша жизнь
   Педагогический коллектив
   Направления деятельности
   Методическая копилка
   Фотогалерея
Полезные ссылки
Наши партнеры
Обратная связь


Подписка на новости


Подписаться
Отменить подписку


   
Консультация для музыкального работника и физкультурного инструктора ДОУ


 
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ И      ИНСТРУКТОРОВ
ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
 
 
ТЕМА: « РЕЧЬ, МУЗЫКА, ДВИЖЕНИЕ».
(ПОМОЩЬ В РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА).
 
 
 
 
ПОДГОТОВИЛА
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
МДОУ Д/С N14 «МАЛЫШ»
ВОЛКОВА С.Н.
 
 
 
 
г. о. Жигулевск 2010г.
 
 
Методику музыкально-ритмического воспитания Жак-Далькроза с лечебно-педагогическими целями использовали как за рубежом, так и в России. Так начало формироваться особое направление лечебной ритмики, одним из разделов которых является –логоритмика,- комплексная методика, включающая средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
Тяжелые дефекты речи чаще всего сочетаются с патологией неречевых функций, таких, как внимание, память. Кроме того, отмечается общая моторная неловкость, недостаточно развиты подвижность и координированность движений. Поэтому комплекс игр и упражнений логопедической ритмики направлен на преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом, музыкой, движениями.
Комплекс игр и упражнений подобран так, чтобы педагог получил возможность решить следующие задачи:
1)     закреплять двигательные умения и навыки,
2)     развивать музыкальный, звуковысотный, тембровый и динамический слух,
3)     развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы, темпа и ритма речи,
4)     совершенствовать диафрагмальное и речевое дыхание и певческий диапазон голоса,
5)     развивать чувство ритма и слуховое внимание,
6)     развивать умение организовывать свои движения в пространстве,
7)     совершенствовать общую моторику и мимику.
 Я приведу Вам лишь часть игр и упражнений методики.
 
ВВОДНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ТРЕНИРОВКУ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЯ, НА ОРИЕНТАЦИЮ В ПРОСТРАНСТВЕ, КООРДИНАЦИЮ ДВИЖЕНИЙ, РЕГУЛЯЦИЮ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА И АКТИВИЗАЦИЮ ВНИМАНИЯ.
 
Комплекс включает в себя задания на марширование и бег в разных направлениях, а также на закрепление основных видов движений, с которыми дети знакомятся на физкультурных занятиях. У большинства детей нарушена ориентировка в пространстве, недостаточен уровень двигательной памяти, неустойчиво внимание, поэтому им требуется наглядный показ действий, сопровождающийся инструкцией, а также совместное со взрослым выполнение. Задания усложняются постепенно: переход к новым упражнениям допустим только после овладения предыдущими. Движения на статическую и динамическую координацию обязательно чередуются, а весть материал преподносится по элементам.
С самого начала работы над вводными упражнениями детям показывают, что темп движения и речи может меняться и что руководствоваться при этом надо звучанием музыки.
Задание на развитие произвольного внимания, быстрых и точных реакций на зрительные и слуховые раздражители включаются в каждое занятие. Они совершенствуют зрительную, слуховую и двигательную память, способствуют увеличению объема слухоречевой памяти.
Особенности работы заключаются в следующем: малое количество предъявляемого материала (сначала 3-4, затем 5 предметов, действий или сигналов) для запоминания или сравнения, обязательность наглядного показа, поэтапность выполнения задания, четкая и короткая формулировка инструкции.
Ходьба с остановками.
Дети входят в зал и встают в круг. Педагог объясняет: под музыку надо двигаться друг за другом, никого не обгоняя и не отставая от других. Сигналом к смене направления движения станет изменение громкости звучания музыки. Когда звучание музыки прекратиться, надо остановиться и сесть на корточки.
Бег с остановками.
Аналогично предыдущему заданию.
 
Ходьба с хлопками под музыку.
Вначале дети, стоя на месте, выполняют хлопки на каждый счет. Затем, двигаясь в колонне по кругу друг за другом, хлопают на счет 1-2, ан счет 1 ли на счет 2, при этом они самостоятельно считают сначала вслух, а затем про себя 1-2.
Игра «Мама отдыхает».
 
Движения выполняются в соответствии со звучанием каждой части музыкальной пьесы: на тихую музыку- движение на носках, на громкую- на пятках. Игра сопровождается пением.
Маме надо отдохнуть.
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу,
Маму я не разбужу.
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук, Раздается пяток стук.
Мои пяточки идут,
Прямо к мамочке ведут…
На последние слова дети собираются у стула, где дремлет мама (педагог). Она просыпается и бросается догонять убегающих детей.
Аналогичные игры: «Командир», «Ракета», « Воробушки и автомобиль».
 
Чередование напряжения и расслабления мышц рук.
 
Звучит музыка (группа «Спейс»). 1-4 дети поднимают прямые, напряженные руки вверх через стороны, 5-8- опускают руки через стороны (руки как будто падают): правая рука к плечу, левая рука к плечу, правая рука вниз, левая вниз, 9-12- приседают на корточки. Упражнение повторяется 2-3 раза.
 
УПРАЖНЕНИЯ, ФОРМИРУЮЩИЕ ЧУВСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА.
Упражнения предполагают активное слушание музыкального произведения с целью определения его характера и структуры, показ движения педагогом под музыку от начала до конца, совместное с ним, поэтапное разучивание элементов танцевальных движений под музыку. Далее дети, двигаясь, учатся самостоятельно использовать разученные элементы в соответствии с характером музыки или с инструкцией педагога.
 
Игра « Угадай мелодию».
 
Педагог выбирает хорошо знакомую детям песню, пропевает ее 2 раза, чтобы убедиться, что дети знают не только слова, но и ритмический рисунок. Затем сам педагог или кто-то из детей прохлопывает любую часть куплета или припева- дети стараются отгадать зашифрованную таким образом мелодию. Угадавший прохлопывает продолжение куплета или припева до конца.
 
Игра « Воздушные шары».
 
Дети врассыпную стоят по всему залу. Каждый обеими руками держит воздушный шарик перед собой. Под музыкальное сопровождение
(аудиозапись песни « А я иду, шагаю по Москве…») легкий бег на носках, чередуют с подкидыванием воздушного шара.
Здесь же используем игры « На улице нашей сапожник сидит», « В лесу родилась елочка», « Стукалка», « Парад», «Петушок» и т.д.
 
УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ СЛУХОВОЕ И РЕЧЕСЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ. ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ. ПЕНИЕ.
 
Упражнения учат сравнивать и различать звучащие предметы по тембру, высоте, силе звука, ритму. В дальнейшем проводится обыгрывание образов зверей, птиц, персонажей сказок, песен, попевок, которое помогает развивать способность самостоятельно воспроизводить ритм, регулировать силу, высоту и тембровую окраску голоса.
Сюда входят упражнения на развитие речевого и певческого дыхания, в том числе умение делать продолжительный, равномерный выдох, формировать сильную воздушную струю через рот, дышать «животиком», производить добор воздуха при пении плавно, без рывков.
Лучше всего использовать русские народные попевки, песни русских и советских композиторов для детей старшего и подготовительного к школе возраста. Надо выбирать такой материал, который легко можно инсценировать по ходу его исполнения. Большинство чистоговорок, четверостиший прорабатывается «пропеванием» каждого слога одновременно с движениями пальцев сначала правой и левой руки по очереди, а затем обеих рук вместе. Это помогает сосредоточить внимание ребенка на четком проговаривании каждого слога в словах и развивает речедвигательную координацию органов артикуляции и рук.
 
УПРАЖНЕНИЯ НА ВОСПРИЯТИЕ, РАЗЛИЧЕНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РИТМОВ ХЛОПКАМИ, ГОЛОСОМ, ИГРОЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ.
 
« Музыкальное эхо».
 
Педагог с помощью ударного инструмента отстукивает ритмический рисунок. Дети слушают и запоминают, затем стараются его повторить. Варианты простых ритмических рисунков: !!!, !! !, ! !!, !! !!, ! ! !!, !! ! !, !! ! !!, !!! !, !!! !!, !!! !! !!!.
 
« Имена».
 
Дети садятся в позе лотоса по кругу. Перед каждым из них иллюстрация с какой-нибудь сказки. Педагог предлагает с помощью хлопков изобразить ритмический рисунок таких слов, как имя главного героя сказки, имя автора иллюстрации и т.д.

 

 
      



 
© 2009 Cтруктурное подразделение детский сад N 14 «Малыш» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы N 7 города Жигулёвска городского округа Жигулёвск Самарской области