|
|
|
Кризис трех лет и как его преодолеть.
|
КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ И КАК ЕГО ПРЕОДОЛЕТЬ.
Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным моментом в психическом развитии ребенка. К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становиться капризным, упрямым, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей, сменяется выражением озадаченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего "Я", это ого попытка самостоятельно отдалиться от матери удлинить психологическую "пуповину", научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы. Без психологической сепарации (отделения) от родителей ребенку
сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.
Кризисы развития - это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), ведь личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длинных и спокойных - стабильных и более коротких, бурным критических (т. е. кризисы - это перёходы между стабильными периодами). Взрослые способны понять, что с ими происходит, зная закономерности личностного развития. С появлениём каких-то новых качеств, взрослые могут сознательно утвердиться в них или примириться с новым личностным качеством.
Для детей же собственное ближайшее прошлое и будущее непонятны, остаются абстракцией. Современные семьи малочисленны, дети находятся в одновозрастных детских коллективах. Находятся преимущественно среди взрослых и сверстников, ребенок не чувствует и не видит, что с ним скоро будет, не понимает, что с ним происходит не может оценить свое поведение, регулировать свои поступки и выражение эмоций. Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптационных способностей. И, наоборот, внешняя "бескризисность", создающая иллюзию благополучия может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений. Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в этот момент у
родителей и педагогов.
Можно ли действовать грамотно, смягчить проявление кризиса? Как помочь ребенку выйти из него, не вынося негативные качества? Ведь упрямство - это крайняя степень проявления воли; капризность - демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего "Я"; эгоизм - в здоровом виде чувство "самости", собственное достоинство; агрессивность - крайняя форма чувства самозащиты; замкнутость - неадекватная форма проявления здоровой осторожности,- то есть нёобходимых для выживания в обществе качеств. Ребёнок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов - не допустить закрепления их крайних проявлений. Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:
- Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
- Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5 - 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте тоже вещь вполне нормальная.
- Пик упрямства приходится на. 2,5-3 года жизни.
- Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки. девочки капризничают чаще, чем мальчики. кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день.
У некоторых - до 19 раз!
- Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего, речь идет о "фиксированном" упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшимся нажиму со стороны ребенка,
нередко ради своего спокойствия.
ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ?
• Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
• Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
• Не пытайтесь в это время что-либо внушить своему ребенку - это бесполезно. Ругать не имеет смысла, шлепки еще больше взбудоражат его.
• Будьте в своем поведении настойчивы и последовательны, если сказали "нет", оставайтесь при своем мнении.
• Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте, Чаще всего помогает только одно взять его за руку и унести.
• Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай яй-яй!" Ребенку только этого и нужно.
Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!", "А что это там за окном ворона делает?" подобные отвлекающие маневры заинтересуют капризулю, он успокоится.
• Вспомните, как вы преодолели кризис трех лет, что вынес из него ваш ребенок.
Искусству ладить с ребенком необходимо учиться, здесь вам помогут фантазия, юмор и совместные игры и упражнения с ребенком.
|
|
|
|
|